Заглянуть в будущее автомобильной отрасли

Завтрашний день уже настал. Электромобили, беспилотники, управление функциями автомобиля жестами, развитый инфотейнмент — все это уже не футурология, а сегодняшний день. Во многом благодаря Китаю. Поднебесная — это не только крупнейший рынок и крупнейший автопроизводитель мира, но и законодатель автомобильной технологической моды. Многое из того, что в Европе пока существует в виде концепта, в КНР уже ездит по дорогам. И приятная новость: многие из этих удивительных машин совсем скоро будут продаваться в России.
Заглянуть в будущее автомобильной отрасли
Unsplash

Твой новый автомобиль из Китая

Невозможно отрицать: хедлайнером мировой автоиндустрии решительно стала Азия. И доминанта тоже очевидна — Китай, где производится и покупается наибольшее количество автомобилей в мире. Автомобили из Поднебесной становятся все более популярными как у себя на родине, так и на экспортных рынках.

Omoda

Для этого есть основания. Современные модели от лидеров китайской автомобильной индустрии вполне технологичны, технически продвинуты, эстетичны, качественно собраны, безопасны даже по европейским стандартам и по-прежнему дешевле западных конкурентов. Как этого удалось достичь? Не без участия мировых автогигантов.

Крупнейшие представители автомобильной индустрии давно «живут» на крупнейшем автомобильном рынке мира — с созданием контролируемых государством СП, размещением производств автомобилей и комплектующих не только для экспорта, но прежде всего для внутренних рынков. Создание совместных предприятий с выпуском автомобилей под собственными китайскими марками неизбежно сопровождалось шерингом технологий, и результат был масштабным. Секрет успеха — высокие ожидания клиентов, строгое законодательное регулирование и традиционное невозмутимое трудолюбие.

Getty Images

Довольно быстро Китай стал безоговорочным мировым лидером и по продажам транспортных средств на новых источниках энергии. В 2022 году было продано более 4 млн чисто электрических автомобилей и еще примерно 1,67 млн подзаряжаемых гибридов. Ни одной стране мира такое не снилось.

Конкурировать между собой и с признанными лидерами рынка китайским автопроизводителям понравилось. Скорость выхода новых моделей — рекордная. Сокращение жизненного цикла моделей с семи-восьми лет порой до двух-трех лет — роскошь для европейских автопроизводителей, но китайцы могут себе позволить. Причем не только в базовом сегменте. Неудивительно, что продажи китайских брендов в России росли все последние годы: если в 2020 году на компании из Поднебесной приходилось всего 4%, то в 2021-м их доля достигла 7,5%, в 2022-м — 18%, а в 2023-м — уже превысила 40%. Интенсивное обновление модельного ряда умножает продажи, но не только это. Сегодня автоиндустрия Китая — сверкающая всеми цветами радуги визуализация передовых мировых автомобильных тенденций.

Лампочка Ильича

Китайские компании сделали ставку на электротягу, что в российских реалиях пока цель абстрактная. В Китае с зарядной инфраструктурой дела лучше. Более гибкое предложение — гибриды. Например, Chery Tiggo 8 Pro E+ или Haval Xiaolong Max — в них трансмиссия объединяет электродвигатели с ДВС и батареей, чтобы иметь возможность ехать как на чистой электротяге, так и от ДВС, который может работать и как обычный двигатель, и как генератор для пополнения батареи. Которую, конечно, вы можете подзарядить от обычной розетки. Причем гибридная Chery уже продается в России.

Getty Images

На протяжении 13 лет власти Китая субсидировали покупку электромобилей с запасом хода более 300 км. Сейчас и без субсидий электромобили расхватывают как мясные пирожки хуцзяо бин — популярный на юге Китая стритфуд. И это уже модели другого класса, по запасу хода входящие в число мировых лидеров (700–1000 км). Батареи нового поколения CATL 4C Qilin обеспечивают бо́льшую концентрацию энергии, чем традиционные для индустрии элементы 4680, а еще могут зарядить аккумулятор с 10 до 80% за десять минут. А значит, автомобили становятся не только «дальнобойнее», но и легче, быстрее. При совокупной мощности силовой установки 600 л. с. и более, как у моделей Voyah, разгон до сотни происходит за 2,9 с для просторного автомобиля на четверых. Спорткары больше не нужны!

Legion media

Нейросети давно уже прописались в системах автономного вождения или, проще говоря, беспилотных автомобилях. Растущее количество подключенных к сети автомобилей и объектов инфраструктуры гарантирует системе быстрое обучение. Фактически уже сейчас такие машины, как Niо EP9 и Xpeng G9, способны перемещаться по городу и трассам абсолютно самостоятельно. В Чунцине и Ухане уже работают полностью беспилотные такси, в Шанхае — беспилотные грузовики, а на ряде магистралей разрешена эксплуатация автомобилей без водителя. Главное преимущество китайских производителей перед Tesla — использование лидаров (лазерных дальномеров), а не камер. Причем в производстве лидаров Китай — мировой лидер. Так что вопрос массового внедрения нейросетевых «автопилотов» в Китае — прежде всего в законодательной плоскости.

Сильны нейросети и в рекомендательных алгоритмах. Развитый инфотейнмент подключенных к соцсетям мультимедийных систем — черта практически любого автомобиля из Китая. Неслучайно на многих китайских автомобилях есть отдельный дисплей на передней панели для пассажира — на него, как правило, выведены виджеты стриминговых музыкальных и видеосервисов, игры и даже караоке.

Также для китайских автомобилей характерны широкие коммуникационные возможности. Даже на недорогих массовых моделях вроде Omoda C5 голосовой ассистент управляет всеми системами автомобиля, понимает команды на русском.

Human Horizons

Создатели Human Horizons HiPhi X шагнули дальше — и превратили автомобиль в средство коммуникации. Лазерные матричные фары высвечивают на дороге маршрут навигации, а также подают программируемые сигналы владельцам других авто — например, предупредить об опасном участке дороги впереди. Десятки вариантов анимированных реакций, несомненно, создают более комфортный психологический фон в пробках.

Китайские марки устремлены в будущее, формируя собственные экосистемы, объединяющие подключенные автомобили, станции сервиса и зарядки — но не только это: частями экосистемы становятся культурные события, музыкальные тренды, коллекции одежды, разнообразные подписки. Автомобили превращаются в продвинутые «гаджеты», но и производители «железа» трансформируются в IT-компании.

Контент из первых рук прямо сейчас

Новинки китайского автопрома, сломавшего устоявшийся облик и структуру индустрии, появляются так быстро, что следить за ними без задержки можно только в реальном времени — например, в китайском сегменте интернета. Чтобы понимать, о чем рассказывают китайские блогеры, необязательно учить язык! Можно просто открыть видео в «Яндекс Браузере», и он сделает русскую закадровую озвучку для роликов на YouTube или популярном в Китае видеохостинге Bilibili.

Getty images

Китайские автоблогеры регулярно рассказывают о новых моделях и личном опыте использования: достаточно посмотреть обзоры от Big Car или рассказы о новинках от automachi, чтобы составить собственное мнение о новинках китайского автопрома задолго до того, как они доберутся до России. Знание — сила!